+7 (34638)71615
628447 п. Нижнесортымский, ул Северная д. 35, Сургутский район, ХМАО-Югра
Режим работы: 7:00 до 19:00
21.02.2013

Материал № 12 Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка

З.Фрейд один из первых отметил особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребёнка. Позже эту проблему затрагивали многие психологи (к.Юнг, Э.Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребёнка...

По материалам А.И. Ивановой «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребёнка», ж. «Логопед», №4, 2004г.

.

Исследование влияния стиля общения с матерью проводилось в 2002-2004гг. в Новокузнецке.

Были выявлены четыре стиля общения матери с ребёнком.Исследование влияния стиля общения с матерью проводилось в 2002-2004гг. в Новокузнецке.

Были выявлены четыре стиля общения матери с ребёнком.

Стиль  Условные названия   Частота встречаемости%
 1 «Оптимальный»  47.7
 2  «Мать молчит, ребёнок говорит»  29.7
 3  «Оба молчат»  14.1
 4 «Мать агрессивна»  8.5

1-ый стиль. Мать с удовольствием общается с ребёнком, внимательно выслушивает всё, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребёнку. В таких парах часто идёт разговор «глазами»: ребёнок, рассказывая смотрит материв глаза и воспринимает её невербальную ответную реакцию. Такой ребёнок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и другими взрослыми.

2-ой стиль. Мать не любит, когда ребёнок что-то увлечённо рассказывает, и чаще всего выслушивает молча. Его эмоции кажутся неуместными, она постоянно останавливает рассказ. Ребёнок, старается привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать своё неприятие ребёнка: он на самом деле становится гиперактивным.

3-ий стиль. Ребёнок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, а ребёнок в другую; они никак не общаются с друг другом. У обоих замкнутое выражение лица.

4-ый стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребёнку: кричит, ругает, дёргает, иногда бьёт.

Исследование показало, что в благоприятных условиях находится менее половины детей (47%). Большинство (52,3%) испытывают ту или иную степень депривации со стороны матери.

Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью1-ый стиль. Мать с удовольствием общается с ребёнком, внимательно выслушивает всё, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребёнку. В таких парах часто идёт разговор «глазами»: ребёнок, рассказывая смотрит материв глаза и воспринимает её невербальную ответную реакцию. Такой ребёнок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и другими взрослыми.

2-ой стиль. Мать не любит, когда ребёнок что-то увлечённо рассказывает, и чаще всего выслушивает молча. Его эмоции кажутся неуместными, она постоянно останавливает рассказ. Ребёнок, старается привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать своё неприятие ребёнка: он на самом деле становится гиперактивным.

3-ий стиль. Ребёнок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, а ребёнок в другую; они никак не общаются с друг другом. У обоих замкнутое выражение лица.

4-ый стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребёнку: кричит, ругает, дёргает, иногда бьёт.

Исследование показало, что в благоприятных условиях находится менее половины детей (47%). Большинство (52,3%) испытывают ту или иную степень депривации со стороны матери.

Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью

 

Стиль  Нарушения речи %
  нет слабые сильные
1 48 39 13
2 30 53 17
3 27 43 30
4 33 40 27

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи, сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери. Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если есть общение, речь развивается, если ребёнка не слушают – речь становится ненужной и её развитие тормозится. Главным слушателем ребёнка является мать. Между ней и ребёнком ещё не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить ещё трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может её заменить полностью.Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи, сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери. Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если есть общение, речь развивается, если ребёнка не слушают – речь становится ненужной и её развитие тормозится. Главным слушателем ребёнка является мать. Между ней и ребёнком ещё не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить ещё трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может её заменить полностью.

Подготовила учитель-логопед Зонова Н.А.

 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных