+7 (34638)71615
628447 п. Нижнесортымский, ул Северная д. 35, Сургутский район, ХМАО-Югра
Режим работы: 7:00 до 19:00
06.05.2013

Материал № 13 Как правильно научить ребенка читать

Он умеет бегло складывать слова в предложения, но книжки по-прежнему пылятся на полке? Как научить ребенка читать? Не волнуйтесь, навык самостоятельного чтения формируется медленно, а для того, чтобы ребенок захотел читать сам, следует потрудиться родителям. К счастью, это приятный и благодарный труд...

Чтение с увлечением
Родители «самой читающей в мире страны» убеждены в абсолютной ценности чтения. И это, несомненно, так, ведь книги развивают память, воображение и интеллект, учат думать и размышлять о жизни. К сожалению, все чаще главным инструментом познания мира для ребенка становится телевизор. А конкурировать с яркой картинкой на экране довольно трудно. В результате даже самые прекрасные произведения мировой литературы в сознании ребенка остаются мультиками, фильмами и компьютерными играми. И довольно часто приходится слышать обреченное: «Сейчас дети вообще не читают». К счастью, это не совсем так. Просто родителям следует как можно раньше задуматься о том, почему одни дети любят книги, а другие – нет.

Главная ошибка большинства мам и пап – стремление научить ребенка читать как можно раньше. Впечатленные достижениями соседского ребенка, они начинают обучать малыша, когда он к этому совершенно не готов. Конечно, приятно рассказывать знакомым, что твой малыш знает буквы в два года, но хорошо ли, если в три он бежит от книжки, как от огня?

Увы, родители забывают, что основной способ освоения мира у дошкольника – игра. Именно игры не принуждают, но создают отличную мотивацию к чтению, позволяя надежно усвоить полученную информацию и связать чтение с получением удовольствия, а не с тяжелой, нудной работой.

Учите ребенка читать играя. Пусть книжка как можно раньше войдет в мир малыша. Книжки картонные, пластиковые, из ткани, в ванной и рядом с обеденным столом. Не стоит вводить в жизнь малыша уроки раньше, чем он поступит в школу. А вот поиграть с родителями 10 – 15 минут не откажется ни один ребенок. Главное, чтобы родители помнили, что такие игры должны стать ежедневным ритуалом.

«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо бабушку просить...»

Буквы окружают нас повсюду. Так пусть они входят в жизнь ребенка в виде печенья, магнитов на холодильник, кубиков. Придумывайте истории про буквы, как они встречаются и расстаются, образуя слова и предложения. Собирайте разбежавшиеся буквы, рисуйте их на автобусном стекле, на снегу, на песке, складывайте из спичек, гороха и мозаики. Ищите знакомые знаки на вывесках и афишах. И как можно больше читайте ребенку вслух. Для самых маленьких подойдут потешки, для ребят постарше – короткие сказки. Показывайте ребенку картинки, «озвучивая» их: пусть он мычит, как коровка, и мяукает, как кошка.

Как только отдельные слоги превратятся в слова, покупайте первую книжку для самостоятельного чтения. Лучший выбор – четверостишия. Обратите внимание не только на содержание первой книжки, но и на шрифт: он должен быть достаточно крупным.

Важно также, чтобы в книжке было много красочных иллюстраций. Прежде чем малыш начнет читать, рассмотрите картинки, обсудите, что на них нарисовано, попробуйте угадать, о чем будет текст. Возможно, после прочтения ребенок захочет нарисовать свою иллюстрацию. События, описанные в тексте, можно разыграть с помощью игрушек или пальчиковых кукол.

Чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее должны быть игры с книгой. Пусть он попробует войти в образ сказочного героя, говорить его голосом, вести себя так, как должен вести персонаж. Придумывайте продолжение прочитанных историй, пересказывайте их друг другу, обсуждайте героев книги. Можно попробовать сделать свою собственную книгу: напечатать на принтере текст, нарисовать к нему картинки, сделать картонную обложку. Проявляйте фантазию – и помните, что хороши все идеи, кроме скучных.

Но никогда, ни в коем случае не заставляйте ребенка играть насильно. Запаситесь терпением и будьте последовательны. Никогда не ругайте малыша, если у него не получается, но бурно выражайте восторг по поводу успехов. И ни в коем случае не спешите – мы не на олимпийских играх!
Читай с нами, читай как мы, читай лучше нас!

При этом не переставайте читать ребенку вслух. Но иногда прерывайте чтение на самом интересном месте и оставляйте книгу – любопытство заставит ребенка подсмотреть, что же произошло дальше. Иногда читайте по очереди: вы читаете текст, а ребенок – название глав, ребенок может читать отдельные реплики героев, можно по очереди читать отдельные строчки или абзацы. Отличная игра – чтение по ролям.

Ни в коем случае не требуйте от ребенка регулярного самостоятельного чтения. Напротив, делайте вид, что вам все равно, читает малыш или нет, но если он попросит, будьте готовы выслушать его. При этом проявляйте искренний интерес к прочитанным ребенком книгам, расспрашивайте про судьбы героев, просите пересказать наиболее интересные эпизоды книжки. Это не только формирует интерес к чтению, но и тренирует память.

Если в семье есть младшие дети, попросите ребенка почитать им. Не бойтесь выбирать длинные книги и книги с продолжением. Рассказывайте ребенку о том, что сами читали, будучи в его возрасте, – но не требуйте обязательного прочтения любимых вами книг. Оставьте ему право выбирать книги самостоятельно.
Ни дня без прочитанной страницы!

Даже если ребенок увлекся чтением, следует продолжать поддерживать его интерес к книгам. Понятно, что детские книги всегда должны быть в свободном доступе. Но отдельные, самые привлекательные, можно спрятать и выдавать, только когда ребенок попросит. Запретный плод сладок, и так они будут особенно желанны.

Постарайтесь привить ребенку культуру обращения с книгами. Не разрешайте разрисовывать их, бросать на пол, вырывать и мять страницы. Стоит выписать либо регулярно покупать детские журналы.

Пусть телевизор станет вашим помощником. Ведь почти каждый мультик или фильм создан по мотивам литературного произведения. Посмотрев фильм, приобретите первоисточник ребенку, прочитайте вместе, сравните содержание, убедитесь, что книга всегда рассказывает историю полнее и интереснее. И обязательно запишите ребенка в ближайшую детскую библиотеку!

Ну и конечно, как можно больше читайте сами. Как ни банально это звучит, но ребенок всегда подражает родителям, и если в вашем доме книга не в чести, научить ребенка читать самостоятельно будет очень непросто. Читать желательно ежедневно, причем так, чтобы ребенок видел, что родители дорожат возможностью остаться наедине с книгой. Не стесняйтесь обсуждать прочитанное, эмоционально реагируйте на особенно интересные моменты. Замечательно, если вы вместе станете регулярно заглядывать в книжные магазины и посещать книжные выставки.

Самый оптимальный возраст для обучения – 5-6 лет, когда дети уже достаточно подготовлены, знают много сказок и детских рассказов, их привлекают яркие красочные книжки, раскраски, буквари. У ребенка в таком возрасте уже есть нетерпеливое желание самому окунуться в увлекательный мир книги, узнать, какие тайны и захватывающие истории скрываются за стройными рядами буковок.

Помните: нельзя заставлять и принуждать. Учите читать только во время занятий-игр. Даже если ваше чадо посещает детский сад или подготовительную группу, не забывайте регулярно заниматься с ним дома. В таком случае не придется впоследствии сожалеть, что ваш первоклассник не умеет читать и отказывается идти в школу…

Хочу познакомить вас с несложными обучающими играми, которые будут полезны при обучении ребенка чтению.

«Звуки-буквы». Без знания звука нет буквы. Начните с изучения звуков, и вы убьете двух зайцев.

1. Объясните, что буква – это такой значок, обозначающий каждый звук. Например, звук «у-у-у» обозначается значком – буквой У.

2. Проверьте, все ли звуки выговаривает ваш ребенок.

Не заучивайте буквы, пока ребенок не научится различать звуки в словах. Поиграйте с ним в звуки месяца два-три, не торопясь увидеть первые результаты.

Как гудит пароход? У-у-у-у-у…

Как жужжит пчела? Ж-ж-ж-ж-ж…

Как шипит змея? Ш-ш-ш-ш-ш…

Поиграйте в игры, протягивая первый звук слова: А-А-Арбуз, Ш-Ш-Шар, Д-Д-Дым, М-М-Машина, К-К-Кот…

Покупая продукты в магазине, обращайте внимание на названия товаров, попросите произносить их медленно, вытягивая звуки: пеЧ-Ченье, мармеЛ-Лад, сИ-Ироп…

Спросите у ребенка: все ли его любимые мишки, куклы, машинки выговаривают звуки? Пусть он учит игрушки выговаривать звуки. Почаще просите напомнить названия того или иного предмета, специально «забывая» или «ошибаясь» и называя неправильное слово.

Когда вы увидите, что ребенок разобрался с понятием «звук», приступайте к буквам, начинайте учить не по алфавиту, а с тех согласных и гласных, которые ребенок хорошо выговаривает, из которых можно сложить слова: М, А, П, Р, О, К, Т, Н, С… Слова: мама, папа, рот, кот, нос, крот. Закрепляйте буквы в играх, потом переходите к следующим новым буквам.

Очевидно, первое, с чего следует начать обучение — это выучить буквы. Без знания букв чтение просто невозможно. Советуем помнить одну маленькую, но очень важную особенность, касающуюся изучения букв. Когда вы называете буквы, ни в коем случае нельзя проговаривать их следующим образом: «бэ», «вэ», «гэ» и так далее. Т.е. чтобы малыш быстро начал читать, буквы следует произносить для ребенка так, как произносятся звуки. То есть «б», «в», «г», «д». Если же нарушать это простое правило, то ребенок не сможет соединить буквы в слог долгое время, так как не будет понимать, почему букву «бэ» или «дэ» в слове нужно произносить по-другому.
Повесьте в комнате сына или дочери красочный плакат с алфавитом. Его можно приобрести в канцелярских или книжных магазинах. С его помощью вы активизируете пассивную память ребенка, так как малыш всегда будет «наталкиваться» взглядом на буквы, подсознательно запоминая их. Эта особенность детского восприятия основана на тяге ребенка ко всему яркому: картинкам, рисункам, плакатам, цветам, бабочкам.

Складываем отдельные буквы в слоги

Родителям малыша очень важно понимать, как правильно научить ребенка читать, ведь от этого зависит, насколько быстро дошкольник будет ориентироваться в других предметах. Как только малыш запомнит каждую букву, можно начинать складывать из букв слоги.
Чтобы этот процесс не затянулся на долгие месяцы, купите специальную магнитную доску с пластиковыми разноцветными буквами. Самый дешевый вариант – изготовить алфавит самостоятельно из картона. Пусть буквы, обозначающие согласные звуки будут разноцветными, а гласные — одного цвета (синего, красного или зеленого).
Важно: ребенку будет легче учиться, если занятие с малышом будет построено в виде игры. А это значит, что мы будем учиться играя. Строим из 6-7 согласных букв столбик, берем для составления слогов букву «а». Этот столбик будет своеобразным «лифтом», а буква «а» – «кабинкой». Начинаем веселое «катание буквы». Поставьте «а» возле самой верхней согласной, озвучьте слог, пусть ваш малыш повторит его. Затем «кабина» едет ниже.

Так поочередно проговаривайте каждый слог.
Отведите на игру столько времени, сколько будет интересно малышу. Потом отложите игру на день-два и достаньте снова. Такая форма обучения не надоест ребенку, поэтому малыш будет читать новые и новые слоги с интересом.
После того, как ваш сын или дочь смогут сами прочесть прямые слоги, можно переходить к обратным слогам. Теперь буква «а» будет «путешествовать» перед согласными, образуя слоги «аб», «ав», «аг», «ад» и т.д. Пусть «а» будет в вашей игре «лодочкой», а согласные – «пристанями». При помощи такого «звукового кораблика» малыш научится читать обратные слоги.

Читаем по слогам и осознаем первые слова

Уже через пару месяцев регулярных занятий трехлетний малыш сможет уверенно читать по слогам в букваре или книжке, специально адаптированной для дошкольников. После того как ребенок научился воспроизводить слоги, можно переходить к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит из двух букв: «ма-ма», «ра-бо-та», «ка-ша», «по-го-да» и тому подобных. Позже можно буде перейти к более длинным слогам: «до-мик»,«чаш-ка»,«мыш-ка». Обсуждайте с ребенком каждое прочитанное слово. Повторяйте вместе это слово, можете нарисовать рисунки, изобразив тот предмет, о котором только что прочитал малыш. Это также добавит игровой момент в процесс обучения.
 Чтобы облегчить ребенку слитное прочтение букв, можно воспользоваться методикой «бегущего человечка»: указываем карандашом первую букву, передвигаем карандаш ко второй букве, и предлагаем ребенку соединить их дорожкой: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы».

Таблицы и продолжение вы найдете в Приложении

Воспитатель Плотникова М.В.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных