+7 (34638)71615
628447 п. Нижнесортымский, ул Северная д. 35, Сургутский район, ХМАО-Югра
Режим работы: 7:00 до 19:00
06.05.2013

Материал № 17 Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Уровень речевого развития можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приема и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления.

 Психологическая готовность к школьному обучению - это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми определяет становление умственных и волевых способностей детей. В общении ребенка формируется правильное отношение к учителю как носителю и проводнику социально выработанных способов действия, норм поведения. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечение внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, влияния на поведение, мысли и чувства партнера и т.д.

Большинство исследователей понимают под психологической готовностью к школе наличие комплекса определенных качеств, которые можно диагностировать с помощью специальных методик:

-формирование определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;

-личностная готовность;

-интеллектуальная готовность;

-мотивационная готовность;

-эмоционально-волевая готовность;

-коммуникативная готовность.

Таким образом, готовность к обучению в школе можно квалифицировать как особое состояние при переходе человека от одной ступени к другой, связанное с системными, качественными преобразованиями в сфере деятельности, психических процессах, сознании, социальных отношениях.

У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание. Тяжелые речевые расстройства носят системный характер: страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты.

Нередко стойкое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, страдают вегетативные функции. Потому проблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают. У таких детей отмечается слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том числе и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способность действовать в рамках задания.

Дети, имеющие системные нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.

Итак, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекции недостатков психического развития и логопедическом воздействии. Именно на логопедических занятиях можно осуществлять переход от ведущей игровой деятельности к учебной. Лучше всего здесь применять сюжетно-ролевые игры с правилами.

В число основных компонентов коррекционного воздействия по формированию психологического новообразования-произвольности коммуникации входят:

-сюжетно-ролевые игры;

-игры с правилами;

-игры и упражнения, моделирующие учебные задания.

Учитель-логопед Павлова Т.Г.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных