+7 (34638)71615
628447 п. Нижнесортымский, ул Северная д. 35, Сургутский район, ХМАО-Югра
Режим работы: 7:00 до 19:00
04.03.2015

Консультация-рекомендация "Повышение уровня готовности к школе"

Вот и заканчивается последний год пребывания вашего ребенка в детском саду. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Вы, уважаемые родители, уже во многом определились и вместе с ребенком ожидаете первых собеседований. Но все ли мы верно и точно понимаем, каким должно быть развитие ребенка, для того, чтобы он был успешен в школе, чтобы педагоги, психологи и логопеды сочли его, в достаточной мере, готовым к обучению в первом классе. Давайте еще раз обратимся к понятию именно психологической готовности ребенка к обучению в школе.

По статье «На пороге школы» из журнала «Справочник педагога-психолога» 

 

Психологическая готовность - сложное образование, которое включает в себя все стороны детской психики, а именно развитие личности, учебные мотивы и волевые способности, уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, речи и воображения), а также уровень развитие произвольности и некоторых учебных способностей ребенка. Большинство родителей отдают приоритет в готовности ребенка именно развитию познавательных процессов и учебных способностей, а некоторые видят показатель готовности только в них. Давайте рассмотрим, каковы должны быть эти показатели у ребенка с высоким уровнем психологической готовности.

Итак, познавательные процессы. Они обеспечивают информационную основу деятельности, и уровень их развития обеспечивает понимание, быстроту и качество усвоения информации. В первую очередь оцените внимание своего ребенка. Оно должно быть устойчивым и произвольным. Это значит, что при объяснении и выполнении задания, ребенку не нужны дополнительные эмоциональные или игровые стимулы. Он может самостоятельно работать в течение 7-10 минут, не утрачивая цель задания и не отвлекаясь.

Произвольность важна и при оценке графических навыков, когда выявляется, насколько ребенок может сконцентрировать свои внимание и волю на выполнении графического задания при контроле зрения.

Большое значение имеет развитие слуховой и зрительной памяти. При восприятии слов или зрительных образов (картинок), ребенок должен уметь не просто точно и в полном объеме повторить, что он увидел и услышал, но уметь использовать при запоминании логические способы. Например, запоминать объекты, в какой либо связи друг с другом или с помощью других объектов, которые помогут потом вспомнить ребенку то, что ему предлагалось для запоминания. Предложите ребенку запомнить 10-12 слов, делая при запоминании собственные рисунки к этим словам, а через час попросите, глядя на рисунки, вспомнить слова. Вы увидите, насколько точна, объемна и логична память будущего первоклассника.

Не менее значимо умение ребенка воспринимать геометрические фигуры и ориентироваться в пространстве листа. Многие дети хорошо знающие названия геометрических фигур и отлично различающие свою правую и левую руку, не могут различить треугольники расположенные, например, внутри шестиугольника и допускают ошибки в рисовании по клеткам под диктовку. Если ребенок испытывает трудности в таких заданиях, его зрительное восприятие отличается незрелостью.

Что касается речи, то здесь родители должны обратить внимание на ее внешнюю и внутреннюю стороны. А именно, на связанность и последовательность речи ребенка, умение высказывать свои мысли, делать собственные умозаключения, отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать. Но, кроме того, важно определить различает ли ребенок речь на слух, слышит ли, сколько в предложении слов, сколько в слове слогов, звуков и какие они. Именно эта способность основа грамоты. Дети с нарушениями речи будут испытывать затруднения при письме и чтении.

Наконец, поговорим о мышлении. Оно должно быть образным, отвлеченным. Это значит, что понимание и анализ информации не всегда требует наглядности. К семи годам ребенок мыслит понятиями и способен обозначать некоторые из них символами. Это предпосылки логического мышления. Попросите ребенка объяснить некоторые понятия, например, болезнь или торжество. И вы увидите, сможет ли он объяснить их на существенные понятийные признаки или будет приводить несвязные разрозненные примеры.

 

Очень важный показатель готовности, связанный с познавательной сферой и учебными качествами, - это обучаемость. Под ней понимают способность ребенка принимать помощь в обучении со стороны взрослого. Некоторые дети категоричны или не чувствительны к помощи взрослого, что создает им трудности в общении и учебе. Ребенок должен понимать вид и форму помощи, откликаться и использовать ее в своей деятельности.

Еще одно из важнейших условий - это наличие учебных мотивов деятельности. Только тот ребенок, у которого сложилась потребность познавать, приобретать знания, не скажет через неделю-другую после 1 сентября, что ему надоело в школе, что он передумал туда ходить. В беседе с ребенком определите, насколько сильно его желание учиться, как он понимает необходимость учения, сложилась ли у него позиция школьника.

Многие родители недооценивают способность ребенка общаться, как показатель школьной зрелости. И напрасно. Успешность ребенка будет зависеть от того, насколько выражена его потребность в общении с людьми, от умения подчиняться традициям и правилам детского коллектива, налаживать контакты, адаптироваться к новым условиям, быть доброжелательным, проявлять уважение и сочувствие к другим, а также осознавать собственные успехи и неудачи в связи с общей целью.

Эмоционально-волевое развитиеребенка одна из черт его психологического портрета и условие успешности в школе. Зрелый первоклассник должен уметь поставить цель, принять решение, наметить план действий, реализовать его и оценить свои результаты.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, воспитатели детского сада и учителя, школа?

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей.

Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка будет некачественной.

Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счету, письму и чтению. Но если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей  глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
  3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
  4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
  5. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова – города» и др.).
  6. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком. Пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения и развития.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребенка играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за первые 6-7-лет своей жизни.

Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребенка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь дошкольника.

 

Как организовать подготовку ребенка к школе?

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребенка занятия.

  • Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение – все это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребенка думать, объясняя свои выводы.
  • Никогда не ругайте ребенка во время занятий. Если у ребенка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребенок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого – не словами объяснять материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребенок понимал бы, что к чему. Если ребенок не понимает что-то, чаще всего – это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).
  • Помните, ребенок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребенком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
  • Проявляйте положительный интерес к занятиям ребенка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.
  • Важно привить ребенку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
  • Стимулируйте интерес ребенка к окружающему миру. Задавайте ребенку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
  • Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
  • Не старайтесь «натренировывать» ребенка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребенок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
  • Развивайте образные представления ребенка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
  • Для развития крупных движений, координации движений, организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребенка, понизить его самооценку. Родителям почаще рекомендуется играть с ребенком в мяч, волейбол, кататься на лыжах, плавать и т.п.
  • Следует увеличить объем даваемых ребенку пропедевтических, то есть вводных, систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
  • Чтобы ребенок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность в дошкольном возрасте развивается при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
  • Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, плетение из бисера, вырезание из бумаги ( но ножницы должны быть с закругленными  безопасными концами), нанизывание бус.
  • Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.
  • Для развития инициативы у ребенка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

 

Наумова И.Н., педагог-психолог

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных