+7 (34638)71615
628447 п. Нижнесортымский, ул Северная д. 35, Сургутский район, ХМАО-Югра
Режим работы: 7:00 до 19:00
13.11.2014

Лекторий "Развитие графических навыков - необходимое условие подготовки дошкольников к обучению"

Уважаемые  родители!

В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению к школе, которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ, становится все актуальнее.

На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленно подготовительной работы на дошкольном этапе.          

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие мелких мышц кисти.

Цель нашей работы – помочь родителям и педагогам развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Определяя содержания работы по обучению графическим навыкам, для обеспечения объективности требований и оценки результатов обучения ребенка родители должны знать некоторые моторные и графические возможности дошкольника при нормальном развитии. Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает развиваться как специфический орган.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Как писал физиолог И.И.Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.

Самым приемлемым и успешным средством обучения в данном возрасте, является игра, так как на фоне эмоционального переживания игра влияет на успешное усвоение умений, навыков.

Игра для ребенка – это одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть откоррегированны различные конфликты и проблемы. Поэтому, любое задание необходимо предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Этим объясняется актуальность данной статьи, цель которой описать наиболее эффективные физические упражнения, влияющие на формирование графики письма.

 

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т. п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений.

По мнению А. В. Антроповой, А. В. Кенеман, М. М. Кольцовой, Т. С. Комаровой, С. О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

В  процессе    обучения  детей  

важное  место  занимает  развитие  общей  и  мелкой  моторики, а  в  подготовительной  группе – развитие  графических  навыков.

Важность  этих  занятий  ни  у  кого  не  вызывает  сомнения, но  сегодня  хочу  обратить  ваше  внимание  на  некоторые

особенности  и  проблемы,  возникающие  у  детей:

1 Нечеткая ориентация на листе:вверх-вниз,вправо-влево,

центр- края,  диагональное направление.

2 Отсутствие чувства формата листа.

3 Слабое чувство вертикали и горизонтали –строчки сползают

вниз или поднимаются вверх.

4 Неразвитое чувство масштабности – разный  размер букв.

5 Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от

мышечного тонуса кисти руки.

 

Учитывая  это,  предлагается, для  начала, работа с различными материалами; не только многообразие выразительных возможностей, но и коррекция мышечного тонуса кисти руки – необходимого  условия подготовки руки к письму – выдерживание  длительных статических нагрузок и выполнение четких движений.

 Все  занятия  с  детьми  проводятся  в  игровой  форме. Предлагаю  вам  последовательность  и  виды  развития  мелкой моторики  и  графических  навыков. 

 

1’’ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ’’

   Пальчиковая гимнастика.

2 ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ

   Мозаика, мелкий конструктор, нанизывание бус, шнурование.

3 ОРЕЧЕВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ

4 САМОМАССАЖ  кисти  руки. (С речевым  сопровождением)

РИСОВАНИЕ,  ЛЕПКА , АППЛИКАЦИЯ.

6  ОБВОДКА ТРАФАРЕТОВ.

7  ШТРИХОВКА – в  разных направлениях.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

 Задачи:

Ознакомление с листом бумаги.

Движения с фиксацией локтя на столе и от плеча, при проведении непрерывных линий в различных направлениях а также:

кривых, дугообразных, волнообразных,петлеобразных, спиралевидных линий.

Зрительное восприятие–соразмерность,  симметрия, чередование, интервалы, направления.

Примеры занятий :

,,МОРЕ”

,,ВЕЕР”

,,ЛАБИРИНТ”

,,ПАУТИНА”

,,ЗОЛОТАЯ РЫБКА”

,,ЕЛКА”

,,СОЛОМЕННАЯ КУКЛА”

9  Прописи – обводка  элементов фигур  и  самих  фигур

на листе  без линеек и клеточек.

 10 Прописи – рисунки  по клеточкам.

 11 Прописи – печатание  букв по клеточкам.  (По  образцу.)

 12 Прописи – линейные – элементы  прописных букв.

 

Отношение родителей  к  детям.

 Вы  обязательно  достигните  успеха,  только: восхищайтесь детскими рисунками, проявляйте  интерес ко всем видам деятельности ребенка, создавайте условия  для данных видов деятельности, не предлагайте ребенку заведомо сложные задания.

Если результат преодоления трудностей – радость,  вы  на правильном  пути!

 

Рекомендуемые и использованные материалы:

Литература:

1 ,,Развитие  образного  мышления  и  графических навыков  у  детей  5 – 7  лет.’’

Н.В. Квач,,Г.И.Ц. ВЛАДОС’’

2  "Расскажи  стихи  руками.’’ По  мотивам  английского  фольклора Перевод  В.Егорова. 

Жестовое  оформление И.Закрочинской.

Изд – во  А\О ,,СОВЕР’’  при уч.  общ. ,,ПРОЛОГ.’’

3. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. – Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.

4.Буцикина Т. П. ,Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.

Интернет-ресурс: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac114.htm 

     

Воспитатель Щербинина О.В.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных