+7 (34638)71615
628447 п. Нижнесортымский, ул Северная д. 35, Сургутский район, ХМАО-Югра
Режим работы: 7:00 до 19:00
Новости

 

24.09.2018
Вечер встречи
24.09.2018

В рамках работы по преемственности между МБДОУ детский сад «Северное Сияние» и ОО «Национально- культурная автономия  татар г.Сургут, п. Нижнесортымский" воспитатели подготовительной группы Иванищева Е.Е., Амирова А.Ш. организовали первую встречу под названием «Вечер игр». По сценарию детей пригласила в гости в татарская семья –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Она познакомила детей с традициями и культурой татарского народа, с которым мы проживаем рядом на одной территории уже много веков. Дети познакомились с народными мелодиями,  национальными блюдами, играми разных народов: «Юрта» (башкирская), «Надень папаху» (кумыкская) и «Платок» (русская). Мы считаем, что такие встречи  способствуют расширению кругозора, воспитывают толерантность и уважительное отношение к народу, который составляет часть нашего многонационального общества

30.08.2018
Мы помним
30.08.2018

 

 

27.02.2015

Мастер-класс "Учимся переводить агрессию в позитив"

Понятие "агрессия", "агрессивное поведение"

Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше и больше.

Статья из журнала «Справочник педагога-психолога» № 8, 2013 г.

 

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «драчун»,- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в ДОУ, но и дома.

     Агрессивность, как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований.  Для того чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы ее проявления.

     Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее правилам и нормам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность- это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А.Реан, в готовности к агрессии.

     Существует несколько подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности, также как и классификации видов агрессии.

  1. Виды агрессии.

Э.Фромм считает, что существует 2 вида агрессии: «доброкачественная»- появляется в момент опасности, носит оборонительный характер и затухает, как только опасность снижается, и «злокачественная»- представляет собой жесткость и разрушительность, возникает спонтанно и связана со структурой личности.

     А.Басс и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии: физическая (действия против кого-либо), раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальная (угрозы, крики, ругательства), косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе), негативизм (манера поведения). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего возраста.

     3. Факторы, влияющие на появление агрессии.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние множество  факторов:

- некоторые соматические заболевания и заболевания головного мозга;

- стиль воспитания в семье- агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает дома. Если родители часто применяют физические наказания, не надо удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Он знает, что мама или папа бьют его, чтобы добиться послушания. Естественно, привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры- только на повышенный тон или физическое воздействие. Если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев. Длительное подавление агрессии может привести к формированию детских страхов, соматическим заболеваниям или к тому, что однажды она вырвется наружу с эффектом «распрямившейся пружины»;

- повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров;

- нестабильная социально-экономическая обстановка;

- индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);

- социально-культурный статус семьи и т.п.

     Кроме этого, можно рассматривать тенденции взаимодействия с окружающими (К.Хорни), что также может быть предпосылкой агрессивного поведения ребенка:

- движение к людям;

- движение от людей;

- движение против людей (тенденция агрессивного поведения) - борьба за выживание, занятие контролирующей позиции. Дети с тенденцией к агрессии, воспринимают даже незначительные в их сторону «движения», расценивая их проявление агрессии к себе.

      4. Агрессивное поведение проявляется как:

- стремление привлечь внимание окружающих. Например, ребенок не выделяется среди сверстников умением петь или рисовать, но если он разрушит снежную крепость, которую дети строили вместе с воспитателем, его непременно заметят и будут говорить о происшествии весь день. Рецепт здесь только один: действия и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;

- удовлетворение потребности в чем-либо (самоутверждение);

- защита от окружающего мира (лучший способ обороны- это нападение). Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего чада в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно- на всякий случай;

- разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и на себя (аутоагрессия). Одна из причин аутоагрессии- строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. В этом случае не стоит ждать, пока ребенок сам не успокоится, следует сразу ему помочь.

 

       Следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов. Если отклонения в поведении связаны с кризисом- это не расстройство поведения, необходимо пережить это, быть гибким, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. В этом нам поможет портрет агрессивного ребенка.

                                                                     АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК:

1.не понимает чувств и переживаний других людей;

2.ощущает себя отверженным;

3.часто ругается со взрослыми;

4.создает конфликтные ситуации;

5.сваливает вину на других;

6.часто спорит со взрослыми;

7.теряет контроль над собой;

8.импульсивен (только в момент агрессии);

9.часто дерется;

10.не может адекватно оценить свое поведение;

11.имеет мускульное напряжение (руки, ладонь, скулы);

12.часто специально раздражает взрослых;

13.толкает, ломает, крушит все кругом;

14.завистлив, мстителен;

15.раздражителен;

16.винит других в своих ошибках;

17.стремится разозлить маму, воспитателей;

18.думает, что он не хуже других;

19.имеет низкий уровень эмпатии;

20.часто сердится и отказывается что-либо делать.

Только когда вышеперечисленные признаки проявляются на протяжении 6 месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный.

 

- Как возникает агрессия, почему это происходит?

- Почему так трудно остановиться?

- Можно ли услышать кого-то в возбужденном эмоциональном состоянии?

     Когда мы увлечены игрой, возникает азарт, поэтому сложно остановиться моментально по сигналу, всё равно находятся игроки, продолжающие соревнование; более темпераментные и эмоциональные люди быстрее поддаются возбуждению и начинают доказывать свою точку зрения. Агрессия возникает в ходе определенной ситуации, раздражающей ребенка, или провокации со стороны взрослого; практически никогда ребенок не слышит, к чему его призывают в данный момент; очень сложно остановиться сиюминутно, успокоиться.

Как перевести агрессию в позитив

     Существует несколько этапов снижения агрессивности ребенка и стабилизации его эмоционального состояния. Необходимо научить ребенка выражать свой гнев в социально-приемлемой форме и открыто. Какие существуют способы?

Способы выражения (выплескивания) гнева

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Пометать дротики в мишень.
  3. Попрыгать на скакалке.
  4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
  5. Налить в ванну воды, запустить несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
  6. Пускать мыльные пузыри.
  7. Устроить «бой» с боксерской грушей.
  8. Пробежать по площадке детского сада или стадиону.
  9. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
  10. «Попинать» подушку.
  11. Устроить соревнование «Кто громко крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  12. Скомкать несколько листов бумаги, выплеснув всю свою злость, а затем их выбросить.
  13. Быстрыми движениями рук нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
  14. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её.
  15. Использовать физические силовые упражнения.
  16. Сильно потопать ногами.

Некоторые из этих упражнений могут быть применены и взрослыми для стабилизации своего состояния в момент агрессии, особенно по отношению к ребенку.

     Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать».

Релаксационные упражнения

  1. Упражнение «Гора с плеч». «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставив ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе станет легче».
  2. Упражнение «Солнечный зайка». «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями: сначала лобик, носик, ротик, щечки, погладь голову, шею, животик, ручки, ножки, он забрался за шиворот- погладь и там. Он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
  3. Упражнение «Врасти в землю». «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко стисни зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны».
  4. Упражнение «Возьми себя в руки». «Как только ты почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди- это поза выдержанного человека. Ты- хозяин своих эмоций».
  5. Упражнение «Ты- лев». «Закрой глаза. Представь льва, царя зверей- сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев- это ты!».

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают, как себя вести в конфликтных ситуациях. На этом этапе очень важны сюжетно-ролевые игры, показывающие взаимодействие между людьми в различных ситуациях. И конечно, сами взрослые должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приёмам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей. Кроме того, формирование таких позитивных качеств личности, как эмпатия, доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребенком, совместного обсуждения книг, просмотра фильмов и передач и т.п.

 

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

№ п.п.

Содержание рецепта

Пути выполнения

 

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

- слушайте своего ребенка

- проводите с ним как можно больше времени

- делитесь с ним своим опытом

- рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах

- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них отдельно.

 

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

- отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком.

- старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

 

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях, например : «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

 

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

- примите теплую ванну, душ.

- выпейте чаю.

- позвоните друзьям.

- просто расслабьтесь, лежа на диване.

- послушайте любимую музыку.

 

Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

- не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

- не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.

 

 

 

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

- изучайте силы и возможности вашего ребенка.

- если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё заранее.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что нужно делать для профилактики агрессивного поведения детей

  1. Первым делом нащупать все болевые точки в семье.
  2. Нормализовать семейные отношения.
  3. Ликвидировать все агрессивные формы поведения близких, помнить, что ребенок, видя все, подражает.
  4. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
  5. Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть.
  6. Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  7. Дать ему понять, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
  8. Научить его общению со сверстниками.
  9. При драчливости ребенка главное- не разъяснить, а предотвратить удар.
  10. Помнить, что и слово может ранить ребенка.
  11. Понимать ребенка!

Подведение итогов.

Притча «Бабочка в руке»

     Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришел к мудрецу и спрашивает: «Скажи, что у меня в руках?» мудрец отвечает: «Бабочка!» «Правильно. А какая бабочка- живая или мертвая?»- спрашивает завистник, а сам думает: «Если ответит, что мертвая, я открою ладони и бабочка улетит. А если скажет, что живая, я сожму ладони и раздавлю её». Мудрец помедлил немного и ответил: «Всё в твоих руках!»

     Помните, что ваши дети- в ваших руках. И только вы решаете их судьбу и определяете их жизненный путь, мы, педагоги, можем лишь помочь вам в создании необходимого психологического комфорта и в сопровождении ребенка в процессе его развития и становления как личности.

 

Наумова И.Н., педагог-психолог

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных