+7 (34638)71615
628447 п. Нижнесортымский, ул Северная д. 35, Сургутский район, ХМАО-Югра
Режим работы: 7:00 до 19:00
15.12.2014

Семинар-практикум "Развитие фонематического слуха у дошкольников"

Слух человека приобрёл в процессе развития особое свойство: точно различать звуки речи (фонемы). У детей следует различать биологический слух как способность слышать вообще и фонематический слух как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека). В раннем детстве ребёнок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечётко, искажённо. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Практический опыт логопедов показывает, что исправление произношения гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Так же при планомерной работе по развитию фонематического восприятия, дети намного лучше воспринимают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия, невозможно становление навыков звукового анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с трудностями овладевают грамотным чтением и письмом.

В какие игры поиграть вам, родителям, со своими детьми, чтобы было и интересно и полезно. Прежде всего, необходимо обратить внимание на возраст ребёнка. Если ребёнок младшего дошкольного возраста, то делаем упор на умение прислушиваться, различать бытовые шумы, звуки музыкальных инструментов, звуки, которые издают животные и подражать этим звукам. Давайте проиграем!

«Барабан-погрумушка»

Оснащение: барабан, погремушка

Ход игры: покажите ребёнку барабан, палочки. Постучите сами и предложите ребёнку. Задавайте вопросы ребёнку: Что это? Что мы делаем? Повтори за мной: бам-бам. Затем покажите погремушку, выполните аналогичные действия. После этого спрячьте игрушки за ширму, попросите ребёнка угадать, что сейчас звучит.

В дальнейшем увеличивайте количество музыкальных инструментов

«Угадай, кто идёт?»

Оснащение: карандаш, деревянный кирпичик, картинки с изображением животных(лошадка, кошка или игрушки)

Ход игры: взрослый рассказывает стихотворение, а ребёнок узнаёт неречевые звуки, которыми сопровождается стихотворение и показывает картинку или игрушку.

Дети в домике сидят

и в окошечко глядят

кто-то в гости к нам спешит (взрослый стучит карандашом по столу)

и копытцами стучит.

Кто-то в гости к нам крадётся (царапающие движения ноготками по столу)

тихий шорох раздаётся.

В дальнейшем вводите других персонажей, например: гуся (имитация шлёпанье кирпичиком по столу)

«Кошка-ложка»

Оснащение: картинки или игрушки

Ход игры: покажите ребёнку первую пару картинок или игрушек, назовите их: ложка — кошка. Задавайте вопросы: что мы делаем ложкой?, кто такая кошка?,затем попросите ребёнка показать: где кошка?, где ложка?

Аналогично: утка-дудка, щенки-венки, овечка-колечко, кит-кот, уточка-дудочка, папа-баба.

Так же вы сами можете придумать игры для развития фонематического восприятия.

Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующие занимательные игры для все семьи:

«Чудо-коробочки»

Оснащение: коробочки наполненные различным материалом: рисом, монетками, песком, гвоздиками и т.д.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку послушать первую коробочку и найти вторую коробочку, которая звучит так же. Аналогично с другими коробочками.

«Хлопни, если неправильно»

Ход игры: взрослый проговаривает правило игры: если назову слово клетка неправильно, хлопни в ладоши (подними руку; подними кружочек, топни ногой и т.п)

Взрослый: клетка, тетка, клетка, клетка, кветка, клетка, тлетка.

Аналогично с другими словами: банан, витамин, альбом.

«Услышишь — стой!»

Ход игры: назначается запретный звук (например [С]). Члены семьи становятся к ведущему на расстоянии 7-9 шагов. Ведущий громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг, за исключением того случая, когда в слове есть звук [С]. в этом случае необходимо пропустить шаг.

«Слушай и повторяй»

Ход игры: Ведущий пишет на листе бумаги два слога, например: ЗА  ЖА. Один из играющих должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА. «Противник» должен в точности повторить эту последовательность. Оценивает ведущий.

Отличные игры на развитие фонематического восприятия — это стишки-добавлялки.

«Добавь нужное слово по рифме»

Ход игры: взрослый проговаривает стишок, а последнее слово добавляет один из игроков, которому ведущий бросил мяч. Игрок называет слово по рифме и возвращает мяч ведущему.

Отругала мама зайку -

не надел под свитер.....майку.

 

Хулиганам не до шутки,

если Рекс в собачьей ….будке.-

 

Ой, ребята, верь, не верь

от меня сбежала ...дверь.

 

Две лисички, две сестрички

отыскали где-то ….спички.

Хорошо развивает фонематическое восприятие и умение подбирать слова с заданным звуком.

«Назови слово»

Ход игры: Взрослый даёт задание

Слушай, думай, отвечай

со звука [А] начинай!

Ведущий задаёт вопросы, игрок подбирает слова на первый звука [А]

1.пассажирский транспорт

2. мужское имя

3. доктор, который лечил зверей

4. Фрукты

Аналогично с другими звуками.

 

Учителя-логопеды: Зонова Н.А., Тарасова Е.П.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных