+7 (34638)71615
628447 п. Нижнесортымский, ул Северная д. 35, Сургутский район, ХМАО-Югра
Режим работы: 7:00 до 19:00
30.12.2014

Устный журнал "Подготовка ребенка к школе"

Подготовка к школе — процесс длительный

 «У нас на ребёнка всегда находится время!» — воскликнут многие родители и здорово, если это так. Ребёнок, конечно же, не машинка, но его развитие напрямую зависит от взрослых людей. И это непрерывный длительный процесс и у каждого малыша своя схема развития.

Материалы статьи подготовлены с помощью

сайта "Подготовка к школе—развитие и воспитание дошкольников—семья"

 

Что важнее для ребёнка — результат или путь к результату? Конечно, второе. Детям вообще сложно понять далёкие перспективы и конечный результат их усилий. Но и результат бывает разный: разломанный будильник (только в познавательных целях) или самостоятельная творческая работа, например, картина, стихотворение или сказка. И вот ведь что удивительно: жажда творчества проявляется не сразу и не сама по себе — её нужно пробудить, взрастить. Для чего?

Творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал; он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в этом мире более уверенно. И от того, правильную ли скорость выберут взрослые при ежедневных занятиях с ребёнком, будет зависеть, как малыш будет постигать окружающий мир. Разумеется, это зависит от характера и темперамента ребёнка, его увлечений и склонностей. А ещё — от дальновидности взрослого, его умения взглянуть на мир глазами ребёнка.

«Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость», — заметил Ж. -Ж. Руссо. Но и затягивать тоже нельзя. Шагать по лесенке знаний малыш должен непрерывно и последовательно. Перепрыгивать через несколько ступенек ему будет не по силам. Да и стоит ли испытывать его на прочность?

А ещё очень необходим заряд бодрости и оптимизма. Ребёнок интуитивно чувствует, приятно ли взрослому общаться, заниматься с ним. Ощутив безразличие, он и сам не будет проявлять никакой активности. В учительской практике найдётся не один случай поверхностной подготовки ребёнка к школе. Когда, упустив время, например, для знакомства с цветом, формой и размером, родители пытаются рассказать дочери или сыну всё сразу, одним махом, забывая о психологических особенностях 6-летнего малыша, то у него ещё слабо развито абстрактное мышление, волевая саморегуляция и единовременно усвоить большой объём информации ему просто не под силу.

Случаются перегибы и в другом. Родители, желая вырастить вундеркинда и не считаясь с биологическим временем малыша, ускоренными темпами нагружают его информацией, которая, по их мнению, очень необходима для хорошего ученика и эрудированного человека. Мотивы благородные, но ведь выше головы не прыгнешь. Нельзя постичь законы математики, не усвоив её азов. Мне припоминается случай, когда на линейке 1 сентября папа первоклассницы Оли сообщил учителю, что его девочка прекрасно подготовлена к школе и даже решает уравнения! Но уже в ближайшее время выяснилось, что Оля совершенно запуталась в тех отрывочных знаниях, которыми её снабдили. Даже состав числа девочка усваивала с трудом, боялась сделать ошибку, была очень неуверенной в себе. Всему своё время — об этом надо помнить.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Кому-то легче даётся чтение, кому-то — премудрости письменных наук, просто ненавязчиво помогайте. Сложно составить рассказ по картинке? Сочиняйте его вместе по дороге в детский сад или на прогулке. Ресурс mamapedia.com.ua рекомендует не стесняться  «опуститься» до детского уровня. Древние мыслители отмечали, что для того чтобы понять ребёнка, надо подняться до его уровня. Подойдите к полянке цветущих одуванчиков, присядьте на корточки, наклонитесь пониже. «Слышишь? — шёпотом спросите у малыша, — о чём говорят друг другу цветы? Давай попробуем рассказать об этом». И сами сочините небольшой рассказ о весне, солнце, цветах и молодой зелени. Здесь нет ничего сложного, просто у рассказа должно быть начало, середина и логическое завершение. Малыш будет зачарованно смотреть на вас, ловя каждое слово. И пусть сегодня он не сможет связно рассказать, о чём шепчутся одуванчики, он обязательно научится этому потом! Ведь если рядом взрослые, которые не жалеют для него времени и помогают увидеть необычное в обычном, — с интеллектуальным, духовным и физическим развитием малыша будет всё в порядке.

Таким образом, подготовка к школе — это последовательный, ни в коем случае не скучный процесс. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, выбирая скорость движения по Стране Знаний индивидуально. Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои — в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.

При подготовке к школе мудрые дают малышу возможность проявить инициативу, а порой даже научить маму или папу чему-нибудь интересному. Так же, как главная дорога время от времени пересекается с второстепенной, взрослые и дети тоже меняются местами, причём играть надо на равных. Простейшим примером служит знакомая всем игра в «школу», где ребёнок и взрослый по очереди выступают учеником и учителем. Очень важно подготовить к письму руку будущего школьника. Лепить, вырезать, рисовать, обводить, штриховать, раскрашивать не просто увлекательно, но и необходимо. Вспомним известного педагога Я. Корчака и его фразу: «Знание — это не только книга, даже не только голова, но и рука».

Взаимодействуя с ребёнком и уступая ему дорогу для творческих исканий, мы во много раз повышаем положительный эффект обучающих упражнений. Важно не забыть о похвале. «Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой», — справедливо замечал Антоний Регульский.

Длительность урока в первом классе составляет 35 минут. На каждом уроке проводится динамическая физкультминутка и зарядка для глаз. Во время занятий с дошкольниками целесообразно также активно чередовать режим труда и отдыха. Можно разучить с детьми комплекс упражнений для отдыха глаз и ежедневно проводить его под музыку. А динамические движения, желательно под музыку, помогут предложить сами дети: они так любят танцевать!

И ещё несколько нюансов, которые нельзя пропустить:

Когда ребёнок занимается, находитесь рядом, но предоставьте ему возможность работать самостоятельно. Спокойный тон, поддержка и похвала, даже если у него не всё получается, жизненно необходимы. Иначе вы быстро отобьёте у ребёнка охоту просить вас о помощи в будущем.

Чтобы идти в школу было веселее, возьмите с собой несколько чудесных стихотворений о первоклассниках. Обязательно прочтите их вашим ребятишкам и настройтесь на лучшее: первый раз в первый класс — это здорово!

 

Когда можно идти в первый класс?

«Я уже большой, я скоро пойду в школу»! — как правило, с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Однако темпы развития у детей неодинаковы, и это  особенно важно знать родителям и учителям.

Характерным для детей этого возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет специфику реакции детского организма на внешние воздействия. Опорно-двигательный  аппарат продолжает интенсивно формироваться: позвоночник еще гибок и податлив, почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических условий обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что в свою очередь вызывает нарушения процессов роста и развития костной системы, нарушения осанки. Это необходимо учитывать при продолжительности статической нагрузки (сидение за партами), для правильного подбора мебели (стола и стула) — рабочего места ученика.

Стопа также состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, несоответствующей анатомо-физиологическим  особенностям стопы, неадекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия. Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты.

В состоянии с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы  характеризуются продолжающимися процессами развития. Особенности строения мышц и тканей сердца и легких представляют благоприятную почву для возникновения различных инфекций. Не завершено формирование мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети.

При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические явления, как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах. Для детей характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм.

Легко возбудим дыхательный центр, что почти всегда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении. Высшая  нервная деятельность  характеризуется неустойчивостью,  быстрой утомляемостью. Возбуждение в коре головного мозга не может долго концентрироваться, процессы внутреннего торможения развиты еще очень слабо. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому во время занятий дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий они могут встать и заявить, что устали и хотят гулять или играть.

К моменту поступления в школу дети способны: осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять свой интерес к другим людям; выполнять основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту; управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых; проявлять интерес к новым знаниям; наглядно-образно и действенно-образно мыслить; иметь в словарном запасе 3,5—7 тыс. слов; правильно произносить все звуки; различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира; срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры; различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения; заниматься однотипной деятельностью не более 10—12 минут; переключаться на разные виды деятельности не более 3-х раз в течение занятия; некоторое время сосредоточиваться на одном предмете, одном задании.

Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо; эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности; быть очень чувствительными к стилю отношения взрослых (особенно учителя) к себе. Вместе с тем «могут» и «способны» — совсем не означает, что для всех детей это  обязательная норма.

Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы биологического созревания и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, состояние здоровья и т. п.) факторы. Если эти условия неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие. Любой специалист должен хорошо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка.

Факторами риска   являются: чрезмерная жесткость требований, раздражительность и нетерпимость родителей, что может осложнить период подготовки ребенка к школе и вызвать комплекс проблем еще до начала обучения. Общеизвестно, насколько пагубно сказывается на здоровье, росте и развитии детей жизнь в обстановке постоянных конфликтов и ссор, страха и безнадзорности, пьянства. Ребенка, выросшего в таких условиях, справедливо считают «педагогически запущенным».

По общему уровню развития, объему сведений и знаний он сильно отстает от своих сверстников, хотя может быть хорошо адаптирован к среде, в которой растет. Трудно ожидать, что развитие ребенка из неблагополучной семьи — физическое или психическое — пройдет без осложнений. Однако не менее серьезные проблемы могут возникнуть и в тех семьях, которые традиционно считаются благополучными или даже «очень хорошими».

Не редки случаи, когда родители — сторонники «железной дисциплины», жизнь в семье организована по жесткому режиму, требования к ребенку не соответствуют его физиологическим возможностям. Во внешне вполне благополучной семье создается ситуация постоянной напряженности, система требований рождает подчинение, нерешительность, страх, повышенную тревожность, ощущение эмоционального дискомфорта, что впоследствии может не только отрицательно сказаться на развитии ребенка, но и привести к нарушению здоровья, осложнить адаптацию его в школе.

Поступление в школу — один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Малышам приходится привыкать к новой обстановке, к новому режиму, учителям, изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Этот период привыкания к условиям школы называется адаптационным и от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Для ребенка трудности этого периода проявляются чаще всего в ухудшении наиболее чувствительных параметров  сердечно-сосудистой, дыхательной  систем, желудочно-кишечного тракта и, особенно, нервно-психической сферы. Более тяжелое протекание адаптационного периода возможно ожидать у детей, имеющих хроническую патологию, недостаточный уровень функциональной готовности к школьному обучению, отставание биологического развития. Поскольку речь идет о социальной адаптации, которую рассматривают как способность человека формировать поведенческие реакции, адекватные данным социальным воздействиям, родителям следует знать, что ее как врожденного качества не существует. А только возможность к приспособлению в новой среде формируется после рождения особенно интенсивно в первые три года жизни ребенка.

Период  адаптации   может  протекать  по-разному   и характеризуется определенными физиологическими сдвигами в организме ребенка, отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и различными клиническими проявлениями, наблюдения за которыми важны для сохранения здоровья детей. Возникает вопрос — есть ли какие либо признаки, по которым родители могут судить о степени тяжести адаптации?

Да, это прежде всего нарушения в поведении во взаимоотношениях с детьми, снижение речевой активности, неустойчивое эмоциональное состояние, незначительное снижение аппетита, продолжительности и глубины сна. Если в течение 2—3-х недель состояние ребенка нормализуется, значит адаптация прошла легко. Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, а родители отмечают у детей боли в животе, частое мочеиспускание, изменения температуры тела, усиленное потоотделение, возможно, появление сыпи — это значит, что снижается общая сопротивляемость организма.

Все  функциональные сдвиги становятся особенно отчетливо выраженными в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает и виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Так протекает адаптация средней тяжести и длительность ее 30—35 дней. Изменения в состоянии здоровья при тяжелой адаптации проявляются в снижении массы тела; нарастании астено-невротических реакций (быстрая усталость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и др.); снижении гемоглобина крови, ухудшении нервно-психическою здоровья (головные боли, нарушение сна, изменение аппетита); снижении или повышении артериального давления; падении общего мышечного тонуса, что приводит к нарушению осанки; частых длительных простудных заболеваниях.

Принято считать, что готовность к школе — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психологической адаптации, к снижению эффективности обучения. Нельзя не обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе только по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей.

Многие считают, что главное условие готовности к школе — объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей и особенности их развития в расчет не принимаются. Не учитывать этого — значит привести малыша к срыву.

Здесь особенно велика ответственность родителей. Они прежде всего должны заметить те, подчас незначительные изменения, происходящие в ребенке, которые свидетельствуют о том или ином неблагополучии в состоянии его здоровья. При этом важно не только заметить их, самое главное — правильно понять, оценить и принять своевременные меры. Неготовыми  к систематическому обучению оказываются дети,  имеющие недостаточный уровень развития речи, выраженные дефекты звукопроизношения, отставание моторного развития, несформированность основных психических процессов отклонения в состоянии здоровья.

Почему так важно определять готовность? Потому, что у детей, не готовых к систематическому обучению в школе, отмечают недостаточную самостоятельность, робость, заторможенность, отсутствие четкого понимания требований, пониженную работоспособность и повышенную утомляемость, речевые нарушения. Эти дети предпочитают игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения с ровесниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У них встречаются трудности и в усвоении образовательных программ. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу, ведут себя вызывающе, мешают проводить уроки, задираются, пытаясь обратить на себя внимание.

У некоторых детей появляются лишние движения: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей, подергивание плечом, рукой и т. п. Корни настоящей проблемы уходят либо в стиль семейного воспитания, либо связаны с нездоровьем ребенка. Такие дети не только длительно (до года) адаптируются к новым условиям школы, но и испытывают значительные трудности в обучении. У детей с трудным периодом адаптации или в периоды напряжения организма появляются невротические реакции: страх перед выполнением учебных заданий, страх перед учителем и одноклассниками, негативизм, уход в себя, отсутствие интереса к играм, жалобы на головную боль, боль в животе.

Не вызывает сомнения, что готовность к школе — это интегральная характеристика развития ребенка, включающая, прежде всего, определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и т. п. Актуальной проблемой сегодня является контроль за состоянием здоровья детей — будущих школьников. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей-специалистов (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, невропатолога, стоматолога, логопеда), которые обследовали ребенка, и неукоснительно выполнять все назначения по коррекции выявленных нарушений.

Особое внимание следует обратить на состояние осанки и зрения у малыша. Зачастую дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более необходимо, поскольку каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушения осанки (асимметрию плеч, лопаток, сутулость и т. п.), возникающие в результате ослабления тонуса симметричных мышц спины. Основная причина близорукости — это ослабление под влиянием болезни соединительной ткани и белковой оболочки глаза, наиболее богатой соединительной тканью. Отмечено появление первых признаков близорукости после некоторых заболеваний (корь, скарлатина, дифтерия). У ослабленных и часто болеющих детей задерживается эволюция рефракции. Чаще встречается близорукость у детей с некоторыми хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек), с туберкулезной интоксикацией.

Дети, у которых имеется наследственная предрасположенность к близорукости, а также перенесшие тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп, обострения хронических заболеваний, нередко нуждаются в дополнительном осмотре врача-окулиста. Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов врачебных осмотров, организовать правильный режим дня, близкий к режиму, который будет принят в школе, куда поступает ребенок, обеспечить правильное питание, закаливание, соблюдать продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям. Они — плохие советчики. От  вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

 

Как подготовить ребенка к школе?

Период младенчества уже позади, дошкольное детство пролетело и совсем скоро Ваш ребёнок отправится в школу.

Поступление ребенка в школу — переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений.

Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости  ребёнка. Только вот зачастую о том, готов ли он к новому этапу своей жизни, мы начинаем задумываться, когда ему уже исполняется 6 лет. И, испугавшись предстоящих хлопот и перемен, начинаем спешно решать проблему. Упустив время, взрослые пытаются обучить малыша всему и сразу, совсем не учитывая, что в таком возрасте он не сможет усвоить большой объём информации. Однако мгновенное превращение дошкольника в школьника невозможно.

Чтобы процесс подготовки к школе и будущая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесной взаимосвязи от интересов и черт личности Вашего малыша.

Многие родители и педагоги полагают, что для развития иподготовки дошкольника к школе, достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, сначала ему необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие и речь.

Самым лучшим способом совершенствования таких процессов являются развивающие упражнения. Они помогут Вам узнать, как и чемзаниматься с дошкольником и справиться с тем, что у него пока не получается.

Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Знания, как говорится, всегда пригодятся. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал, он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно.

Стремление ребёнка к познанию и творчеству не может пройти само по себе, его необходимо пробудить. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Побольше бодрости и оптимизма! Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность.

Почаще говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом.

Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка — с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.

И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои — в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.

Успехов Вам, педагоги и родители, в воспитании и подготовке детей к школе. Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований. Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний, оставив на первых ступенях две первые буквы слова Дошкольник и превратившись в Школьника. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится.

 

Дорос ли ваш ребёнок до школы?

Личностная готовность к школе

Подготовка к школьному обучению – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка, следовательно, и реализация этой задачи должна осуществляться в соответствующем ключе.

Конечно же, важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически крепким, здоровым. Как на тревожный сигнал медики указывают на то, что больной ребёнок усваивает программу за счёт «сверхнапряжений», перегрузок, которые впоследствии самым негативным образом сказываются не только на физическом здоровье, но и на психическом здоровье ребёнка. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.

Однако, когда речь идёт о подготовке детей к школе, в первую очередь необходимо серьёзно позаботиться о психологической готовности.

Требования, которые предъявляет к ребёнку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в д\с и дома. Они связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребёнка, с тем новым местом, которое он начал занимать в обществе с поступлением в школу, а также с особенностями учебной деятельности как главной в младшем школьном возрасте.

Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми. В противном случае дошкольная линия развития тормозиться, а школьная не может полноценно начаться. Неготовность ребёнка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьной дезадаптации и неврозах, повышенной школьной тревожности.

Следовательно, очень важно, чтобы, вступая на порог школы, ребёнок был готов к принятию новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни.

Мотивационная готовность к школе

Во многом задачу по подготовке ребёнка к школе можно считать решённой, если воспитатель и родители сформировали у него положительное отношение к ней, если школа привлекает старшего дошкольника главным образом новой интересной и серьёзной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребёнка, и для окружающих взрослых.

Тяга ребёнка учиться в школе очень велика и естественна. Однако нередко можно встретить и таких детей, которые боятся идти в школу. Чаще всего причиной такого отношения является то, что детей запугивают сами взрослые: «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты в школу пойдёшь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как ты будешь учиться?» — а это очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.

Понятной становится боязнь и тревога этих детей, связанная с поступлением в школу, ведь у них уже заранее сложилась негативная установка: в школе их ждут одни неприятности и огорчения. И сколько терпения, внимания, времени придётся учителю уделять им, чтобы завоевать их любовь. А это куда сложнее, чем сразу сформировать правильное отношение к школе, учителю.

Если же ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес. Но если – нет, и надо выполнять учебные задания из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает их небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает.

Социальная готовность к школе

Изменяются и с поступлением в школу и отношения ребёнка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило, строже, чем воспитательница, в которой он видел «заместительницу» мамы. И дома к нему уже относятся по-другому: как к человеку, у которого есть своя «работа», обязанности, права, с которыми семья считается. В классе много незнакомых ребят, с ними он будет учиться, проводить свободное время. Всё это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

Учёными доказано, что возможность принятии учебной задачи зависит от характера отношения ребёнка к взрослому, точнее, от того, как ребёнок воспринимает занимаемую взрослым позицию и какой смысл вкладывает в слова и действия обращающегося к нему взрослого. Успешность школьного обучения тесно связана с возникновением у ребёнка конкретной способности к контекстному общению с взрослым. Контекстное общение – это определённый уровень произвольности поведения ребёнка в общении с взрослым, при котором деятельность первого сознательно подчинена принятой задаче и соответствующим ей условиям, правилам, требованиям. Сознательно принятая ребёнком задача и её требования будут определять контекст общения с взрослым, истинный, подлинный смысл высказываний и действий ребёнка в ситуации общения. Иными словами, ребёнок, прежде всего, должен уметь правильно воспринимать учителя, его действия и слова.

Во многих случаях неуспеваемость учащихся объясняется односторонним восприятием учителя: дети либо относятся к нему примерно так же, как и к своей маме или воспитательнице, либо воспринимают его исключительно как учителя и не замечают у него общечеловеческих свойств и качеств. В этом случае дети просто не могут адекватно отнестись к тем задачам, которые он ставит перед ними.

Психологическая подготовка ребенка к школе

Если рассматривать необходимость подготовки ребенка к школе с точки зрения психологии, то можно отметить, что она може оказаться гораздо важнее умения писать и читать.

Отправляя ребенка в первый класс, любая семья кардинально меняет принятый ранее образ жизни. Особенно это касается самого ребенка, которые начинает чувствовать чрезмерную усталость, порой заболевает, хандрит и даже плачет – вместе с ним начинают переживать и сами родители. Можно ли как-то помочь в этом случае не только первоклашке, но и самому себе? Естественно, любой родитель старается сделать для этого все возможное, однако, далеко не каждый может уверенно говорить о том, что он движется в правильном направлении.

Изначально все начинается в современных «пугалок», когда бывалые родители повествуют тем. У кого еще все впереди, о том, какая сложная программа и завышенные требования ожидают в скором будущем их чад. Это приводит к тому, что едва только ребенок выходит из нежного ясельного возраста, родители стараются усадить их за чтение и счет, в результате чего в школе ребенок и читает, и считает лучше всего класса вместе взятого, однако, меньше проблем от этого у него не становится.

В учебе ребенок вполне может быть молодцом, однако, при этом у него может наблюдаться острый пробел в умении общаться и уверенности в себе. Возможно, ребенок еще не научился фиксировать свое внимание и переключать его на нужные объекты. Ему присущи рассеянность и забывчивость, он не может пока жить по правилам школы и ладить со всеми одноклассниками.

Любой учитель начальных классов может подтвердить, что ребенку порой гораздо больше, чем неумение читать, мешает то, что он медленно переодевается или с трудом собирает портфель.

Родители должны изначально задуматься о том, что ребенка нужно научить в первую очередь общаться со сверстниками, тренировать его внимательность и память – именно эти навыки пригодятся ему в школе. Кроме того, нужно учитывать, что в любой школе существуют определенные правила, которые в первую очередь касаются взаимоотношений учитель-ученик. Малыш, впервые попавший в такой коллектив, как самый обычный школьный класс, еще не понимает элементарных, казалось бы, вещей, таких как соблюдение иерархии, необходимость поднимать руку для того, чтобы ответить на вопрос или самому что-то спросить, либо вставать в тот момент, когда учитель появляется в классе, для него пока непонятна.

Только умеющие играть по школьным правилам, могут получить определенные преимущества, именно поэтому важно изначально заниматься психологической подготовкой ребенка к школе.

Готовим детей к школе

 

Заботливые родители начинают готовить своих детей к школьным будням заранее. Ведь сделать предстоит так много – развить моторику, усидчивость, внимательность и концентрацию на предмете изучения.

Что будущий школьник должен уметь и знать еще до того, как наступит заветное первое сентября? Этот вопрос волнует многих родителей. В сильных школах устраивают что-то вроде собеседования с будущими первоклашками. Вопросы на таких встречах призваны выявить, насколько малыш готов к школьным занятиям, в какой степени он знает все то, что уже должен к своему возрасту. К примеру, могут спросить следующее:

— знает ли ребенок свое ФИО, дату рождения, возраст;

— знает ли свой домашний адрес, название города в котором живет, насколько в нем ориентируется;

— знает ли имена и фамилии родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, где они работают или учатся;

— умеет ли ребенок различать птиц, растения, знает ли последовательность времен года, дней недели;

— умеет ли ориентироваться в пространстве (правая и левая стороны), может ли определить время по часам;

— может ли пересказать несложные истории, запомнить 7-10 картинок или фигурок, рассказать о них, поделиться своими впечатлениями;

— умеет ли малыш владеть карандашом и ручкой, ножницами, кисточкой;

— может ли ребенок считать до 10 и обратно, различать эти цифры, написанные на бумаге и др.

Как видно по вопросам, определяется общий уровень развития, никто не требует, чтобы дошкольник умел читать, писать и складывать числа. Всему этому научит учитель в школе, а вот готовность воспринимать эту новую информацию – важный критерий. Кстати, современные онлайн игры для мальчиков и игры для девочек бесплатно могут помочь развить некоторые навыки. Дети любят играть в компьютерные игры, так почему бы ни использовать это время с пользой? Конечно, все должно происходить под присмотром родителей, а время, проведенное перед экраном, не должно превышать рекомендованные врачами нормы (не больше двух часов в день).

Психологическая готовность учиться – область, которой родители часто уделяют недостаточно внимания. Это способность спокойно переносить поражения и без истерик относиться к тому, что что-то может не получаться. Не стоит растить перфекциониста, у подобных детей в будущем могут быть серьезные проблемы с обучением. Важно рассказать малышу, что его ошибки – естественное явление, без них невозможно научиться новому навыку. Поэтому не забывайте хвалить дошкольника.

Если есть проблемы с произношением звуков, лучше решить их до начала школьного года. Так вы избежите возможных нападок со стороны одноклассников, и поможете ребенку быстрее и легче преодолеть период «вливания» в школьный коллектив.

 

Как подготовить ребенка к школе? Интересные и полезные игры

Прежде чем начать подготовку к школе, необходимо определиться, что должен уметь и знать ребенок для поступления в первый класс:

1) прежде всего, необходимо развивать умственные способности: улучшать восприятие информации, память, мышление, внимание, умение сконцентрироваться, воображение и правильную речь;

2) не следует также забывать и о мелкой моторике, которая позволяет успешно овладеть навыками письма.

Как учить? Лучше всего играючи. Игра превратит процесс познания в развлечение и позволит малышу поверить в свои силы и способности. Он сможет быстро овладеть навыками, полюбит учебу, радуясь своим первым успехам.

Давайте посмотрим, какие игры можно использовать для подготовки к школе.

1. Пальчиковый театр

Вариант развивающей игры для детей от 3 лет. В этом возрасте у ребенка уже есть любимые сказки, и родители смогут его заинтересовать. Подобные игры помогают улучшить речь, развиваться творчески, улучшают мелкую моторику пальчиков. Это хорошая игра не только для подготовки к школе, но и первая ступенька к занятиям по рисованию, музыке, в театральном кружке.

2. Кубики, лото и домино

Для детей постарше можно приобрести кубики с буквами, которые позволят быстро выучить алфавит и складывать первые слоги, а затем и слова. Альтернативой может быть детское лото. Яркие рисунки способствуют тренировке внимательности, смекалки и мышления. Тематические картинки позволяют ребенку запоминать названия предметов, профессий и живых существ. Выбрав домино с изображением любимых персонажей, вы можете не беспокоиться о заинтересованности вашего ребенка. Он снова и снова будет хотеть поиграть с любимыми героями, а значит, регулярно возвращаться к занятиям.

3. Настольные игры

Отдельного внимания заслуживают развлекательные игры-пазлы. Есть разные уровни сложности: можно начать с крупных «кусочков» с изображением сказочных героев и постепенно усложнять задачу, переходя к сложным мелким пазлам с пейзажами.

Для детей 5-6 лет будут интересны настольные игры для развития логикиКонечно, стоит учитывать, что не все подобные современные игры подойдут для дошкольника. Можно выбрать яркий набор магнитов, который поможет выучить дни недели, месяцы, числа, или игру «Angry Birds», созданную по аналогии с «Городками». Настольные игры развивают пространственное мышление, воображение и память. Занятия по 15-20 минут позволяют ребенку без особых усилий потренироваться и поиграть одновременно.

4. Головоломки

Особую популярность набирают различного рода головоломки. Кубик Рубика стал прародителем современных игрушек, теперь более актуальны Лего и акроботы. Если вы видите, что ваше чадо склонно к сложным и неординарным играм, следует предложить ребенку оригинальные головоломки: магнитные кубики, человеческие фигурки, шары-лабиринты. Такие непростые конструкторы развивают пространственное мышление, проявляют творческие способности, улучшают фантазию и память.

Начиная занятия в игровой форме необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Многие педагоги рекомендуют начинать обучение уже с 3 лет. Родителям важно понять, что подготовка к школе — длительное и творческое общение с ребенком, в котором муштра, зубрежка и заученные фразы не принесут результата. Успехов вам и вашим детям!

 

О готовности ребёнка к обучению в начальной школе

1 сентября улицы городов и сёл заполняют нарядные дети с букетами цветов. Среди них выделяются самые маленькие — первоклассники. …

Ребёнок, волнуясь, идёт в первый класс. Родители уже сбились с ног — нужно купить одежду, обувь, одежду, школьный ранец, учебники... всего и не перечислишь. Но больше всего их тревожат вопросы: «Готов ли ребёнок к обучению в школе?», «Каким он будет учеником?».

Поступление в школу вызывает перестроение образа жизни и деятельности ребёнка, меняется весь уклад его жизни. Вот основные проблемы, которые возникают у него в школе:

Главное, что необходимо дать ребёнку, поступающему в школу, — положительная мотивация к обучению. Большинство будущих первоклассников, будучи дошкольниками, мечтают идти в школу, ведь у них складывается определённое представление: хороший школьник — это счастливый владелец портфеля и формы. Ребёнок уверен, что он будет прилежным учеником, потому что знает, что ему уже купили всё необходимое к школе.

Здесь таится опасность: дошкольник воспринимает школу как игру, которая может впоследствии оказаться не такой привлекательной. Поэтому большую роль играет достоверная информация о школе и то, каким образом её подадут родителей. Если папы и мамы то и дело повторяют: «Ты у нас отличником будешь», «Учителя так любят таких умных, как ты», то ребёнок, настроенный на радостную деятельность, испытав даже малые негативные эмоции (досаду, зависть, обиду), может надолго потерять интерес к учёбе.

Иногда, наоборот, родители используют образ школы как своего рода устрашение: «За такое поведение тебя сразу запишут в хулиганы!», «Как ты будешь отвечать на уроках, ты же двух слов не можешь связать?» и т.д. Такие критические замечания вызывают у ребёнка страх и тревогу, связанные со школой. Поэтому так важно настроить ребёнка на ежедневную, а главное своевременную подготовку и говорить ему: «Ты сможешь всё, если немного постараешься».

Период адаптации обычно занимает от 1 до 3 месяцев, иногда доходит и до полугода. Главная задача родителей — помочь своему ребёнку как можно быстрее адаптироваться к школе. Первоклассник должен чувствовать, что родители хорошо понимают важность его новых обязанностей и верят, что он с ними хорошо справится.

В поход за знаниями

Поступление ребенка в школу — серьезное испытание для ребенка, в особенности для его здоровья. А перед его родителями встаёт вопрос: достиг ли он того уровня физической и психической зрелости, который позволит ему хорошо справляться со своими новыми обязанностями?

Как правило, период первого физиологического вытяжения приходится на шестилетний возраст. В результате неокрепшие мышцы не могут удерживать позвоночник в правильном положении во время занятий на уроке, и у вынужденного проводить продолжительное время за партой акселерата нарушается осанка.

У шестилеток, в большинстве случаев, ещё сохраняется полученная от рождения физиологическая дальнозоркость, поэтому, работая с букварём и прописями, они напрягают глазные мышцы и рискуют стать близорукими «очкариками».

Большинство детей шестилетнего возраста по своему психическому развитию ещё не способно длительно сосредоточиваться на изучении одного предмета, а их высокая двигательная активность мешает им сохранять необходимую рабочую позу, поэтому, когда ребёнок готовится пойти в школу, родителям очень важно определить, справится ли он с теми нагрузками, которые лягут на его плечи.

В решении вопроса — отдавать ли ребёнка в школу с шести лет либо подождать ещё год — первостепенное значение имеет состояние его здоровья. Нынешняя школьная программа не рассчитана на слабых: марафон, в который пускается школьник, потребует от него напряжения всех сил, особенно если речь идёт о гимназии. Поэтому каждый ребёнок должен пройти диспансеризацию. Т.е. посетить невропатолога, хирурга, окулиста, стоматолога, следует также задать вопросы ортопеду.

Если у ребёнка есть проблемы с произношением отдельных звуков, задержка речевого развития, заикание или другие проблемы с речью, необходимо посетить логопеда. Завершится поликлинический поход посещением педиатра, который определит группу здоровья и физкультурную группу ребёнка. Там же на него заполнят специальную медицинскую карту, в которой будет записано медицинское заключение о готовности или неготовности к обучению с шести лет.

Не поленитесь посетить еще и психолога, он побеседует с ребёнком, предложит несколько тестов и поможет сделать вывод о его готовности к школе.

Как же помочь ребёнку?

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему непросто длительное время концентрировать внимание на чём-то одном, если видно, что он морально не готов стать первоклассником — может быть, ему было бы лучше ещё один год побыть дома. Если такой возможности нет, или ребёнок уже достиг семилетнего возраста — нужно хорошо понимать, что нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной.

Чтобы ребёнок как можно быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Поэтому следует меньше опекать его, дать ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Чаще поручать различные домашние дела, чтобы он мог выполнять свою работу без помощи взрослых.

Последние три месяца перед школой лучше сего полностью посвятить оздоровлению. Ведь год предстоит ответственный!

 

Воспитатели: Аллаярова Г.А., Камильянова И.Х.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных