+7 (34638)71615
628447 п. Нижнесортымский, ул Северная д. 35, Сургутский район, ХМАО-Югра
Режим работы: 7:00 до 19:00
17.01.2018

Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Цель: повышение  педагогической компетентности родителей при подготовке детей к школе, осознать и легализовать личностную тревогу. Показать роль родителя в  формировании положительной мотивации обучения ребенка в школе.

Пояснительная записка

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, взаимодействие  рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.  Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является тренинг.  Любой тренинг проводится для получения результата, эффекта, пользы для участников.  Данный тренинг предназначен для родителей детей подготовительной группы.

Выбранная форма взаимодействия с родителями не случайна, это анализ деятельности клубов, работающих в ДОО и личного педагогического опыта работы педагог-психолога.

Согласно плана работы ДОО с родителями детей подготовительной к школе группе среди родителей было проведено анкетирование. По результатам анкетирования и запросу родителей, была выявлена необходимость проведения занятия с родителями по повышению родительской компетентности при подготовке дошкольников к школе, осознать личностную тревогу и легализовать ее.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с основными понятиями «готовность к обучению в школе».
  2. Помочь родителям выработать новые эффективные способы общения с детьми.
  3. Помочь родителям осознать и отреагировать свою тревогу и переживания, связанные с поступлением в школу ребенка.

Структура:

  1. Разминка – включает в себя упражнения на знакомство, а так же энергоповышающие упражнения, снижающие эмоциональное напряжение участников и настраивающие их на дальнейшую совместную работу.
  2. Основная часть – включает в себя лекционный материал, а так же игры и упражнения на получение и закрепление нового опыта.
  3. Заключение –рефлексия полученного опыта.

Оборудование:

-мяч, мольберт, ватман или бумага А-3 с заголовком «Школа», маркер, магнит,  стикеры, схема рисунка дома: крыша, фундамент, стены.

Время проведения зависит от количества участников: от 1 до 1.5 часа.

Ход тренинга:

Приветствие:

-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена событию, которое вот-вот случится – ваши дети покинут стены детского сада и станут первоклассниками. Много всего нового и неизвестного ждет их в стенах школы. Со многим они столкнуться впервые. Невозможно одним словом передать все чувства и эмоции,  которые переполняют родителей в этот торжественный момент. Но по результатам анкетирования, проведенного с вами, уважаемые родители, выявилось ряд проблем, переживаний, которые вас волнуют.

Упражнение  «Мяч»

Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе.

Материал: мячик.

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имя и не  начнут быстро передавать мяч.

Упражнение «Здравствуй друг»

Цель: снятие напряжения в группе.

Здравствуй друг, - здороваться за руку

как ты тут – трогаем плечо

где ты был - за ушко

я скучал - за грудь

ты пришел - руки в стороны

хорошо – обнялись.

Упражнение  «Правила группы»

 «Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимо правила, которые будут соблюдаться всеми:

  1. Активность всех участников тренинга;
  2. Доброжелательность и уважение;
  3. Правило «Стоп»;
  4. Правило «Я-высказывания»;
  5. Правило на запрет давать оценку высказываниям других участников тренинга.

Анализ упражнения:

педагог-психолог:

-Стоит ли принимать дополнительные правила?

Упражнение «Ассоциации»

Цель: подготовка группы к предстоящей совместной работе и создать соответствующей обстановки и настроя.

Материалы: ватман, маркер, мяч.

Психолог предлагает участникам тренинга назвать первые ассоциации со словом школа.

Участники быстро передают друг другу мяч и называют свои ассоциации. В этот момент психолог фиксирует их на доске. По окончании высказываний идет обсуждение:

- «Почему такие ассоциации?»

- «Свой личный опыт, опыт старших детей?»

- «Со слов знакомых?»

- «Это реалии?».

Педагог-психолог:

- «А у вашего ребенка, такие же ассоциации?»

- «Вы спрашивали?»

- «Стоит ли негативные мысли передавать детям?»

- «Захотят ли они пойти в школу?» (идет обсуждение).

Упражнение «Школа»

Цель: знакомство с понятием «готовность к школе».

Материалы: ватман с нарисованным домом, стикеры.

Педагог-психолог предлагает родителям определить понятие готовности к школе, рассказать, как они понимают это определение.  Ответы родителей записываются на стикерах.

Мини-лекция о трех составляющих готовности к обучению в школе(физической, интеллектуальной, социальной). Педагог - психолог добавляет свои карточки к ответам родителей.

Педагог-психолог сравнивает готовность к школе с домом, у которого есть фундамент, стены и основания и предлагает распределить качества в соответствии с частями дома, с учетом того, что фундамент – это основное развитие и обучение, которое ребенок получил в дошкольном детстве. Стены – это мотивация к обучению в школе и умение учиться. Крыша – это умение родителей поддержать своего ребенка. (родители прикрепляют стикеры).

Педагог-психолог:

- «Все ли части дома присутствуют?»

- «Крыша-это поддержка родителей!»

- «Вы сможете поддержать ребёнка? Найдете слова? Как вы будите это делать?»… идет обсуждение.

Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

Цель: помочь родителям соотнести свои предположения с возможностями ребенка.

Педагог-психолог предлагает прочесть незаконченные предложения. Предложение необходимо завершить сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов  быть не может, любой ответ позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни.

• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…
Педагог-психолог предлагает еще раз  перечитать каждое предложение задуматься, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

Упражнение «Мишень»(обратная связь)

Используя рисунок, участники должны оценить тренинг по категориям: деятельность психолога, содержание тренинга, оценка собственной работы на тренинге, психологический климат в группе, -поставив оценку по 10-бальной шкале.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных