В программе модуль «Воспитание культуры труда в контексте программы «Социокультурные истоки» направлен на целенаправленное формирование у детей трудолюбия, уважения к людям труда, позитивного отношения к труду, развитие трудовых действий и навыков.
Восприятие труда ребёнком-дошкольником имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности.
В программе «Социокультурные истоки» значительное внимание в воспитании детей уделяется труду как части нравственного становления. «Истоки» подводят детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни, раскрывают для детей значение труда в жизни человека, формируют уважительное отношение к людям труда.
Задачи воспитания культуры труда в контексте программы «Социокультурные истоки»:
- воспитание личности ребенка дошкольного возраста в аспекте труда и творчества;
- воспитание у детей ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и результатам труда;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- воспитание ответственного и творческого отношения к учению, труду, жизни;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества;
- формирование условий для развития возможностей дошкольников с ранних лет получать знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического, социального и личного бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, а также с процессом определения и развития индивидуальных способностей в сфере труда и профессиональной творческой деятельности;
- воспитание уважительного отношения к людям разных профессий, мастерам и рукодельницам;
- формирование между детьми положительных взаимоотношений в процессе труда;
- формирование в детях основы таких качеств, как уважение к труду, стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; трудолюбие; старание, терпение, усердие, настойчивость в достижении цели, бережливость и др.
- воспитание активной жизненной позиции, желания своим трудом приносить пользу другим людям, обществу.
Формы взаимодействия взрослого с детьми в модуле «Воспитание культуры труда в контексте программы «Социокультурные истоки» представлены в книгах для развития и книгах для развития речи детей 3-4, 4-5,5-6, 6-8 лет, в модулях программы: «Формирование основ гражданской идентичности»; «Развитие основ нравственной культуры»; «Формирование основ социокультурных ценностей»,«Формирование основ экологической культуры», «Формирование семейных ценностей».
При реализации программы в контексте «Истоков» к концу дошкольного периода у детей сформированы первичные представления о ценностях труда в жизни человека, его традиционных видах, различных профессиях. Ребенок уважительно относится к людям разных профессий и результатам их труда; проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности; активно участвует в общественно полезной деятельности; умеет выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах трудовой деятельности. У ребенка сформированы основы таких качеств, как уважение к труду, стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; трудолюбие; старание, терпение, усердие, настойчивость в достижении цели, бережливость и др.